Сегодня на кубке России в Санкт-Петербурге на старте в моноласте я потерял сознание даже не успев оттолкнуться от бортика бассейна. Момента потери сознания я не помню. Я стою на стартовой тумбе по пояс в воде и считаю количество упаковок. Досчитав до 50ти я наклоняюсь вперед для старта, и следующее мое ощущение - это чьи-то руки у меня на голове и полное недоумение, в основном связанное с тем, что я не понимаю и не помню, где нахожусь. Иногда такое ощущение бывает когда ты проснулся, глаза еще не открыл, и пытаешься вспомнить в какой стране находишься, какое сейчас время года, и какой интерьер ты увидишь, когда откроешь глаза. В обоих случаях интрига сохраняется недолго и все встает на место, как только откроешь глаза.
Для меня, случившееся было полной неожиданностью, хотя подобная хрень случается со мной не в первый раз.
Что это было? Это была потеря сознания от краткосрочного нарушения кровоснабжения головного мозга. Механизм прост - необходимо сдавить каналы, по которым кровь поступает в головной мозг, тем самым обеспечив кратковременную гипоксию последнего.
В нормальном состоянии, конечно же никто себе ничего добровольно передавливать не будет, и в обычной жизни нам такая потеря сознания не угрожает.
Хотя в школе мы практиковали подобное: после 15-20 глубоких дыханий, испытуемому вилкой из большого и указательного пальца надавливали на горло, под челюстью, после чего он благополучно отъезжал, на короткое время.
Как-то в 2014 году на командном чемпионате мира в Италии мой сосед по комнате успешно вырубил меня, провернув аналогичный маневр, в тот момент, когда я лежа на кровати паковался с закрытыми глазами.
Почему это произошло со мной на старте? Попытаюсь разобраться.
Для того, чтобы задержать дыхание надолго, или нырнуть дальше/глубже ныряльщику желательно взять с собой большой запас воздуха в легких. Чтобы взять больше обычного вдоха, ныряльщики используют "упаковку", которая за счет использования мышц языка, ротоглотки, гортани и щек позволяет затолкать в легкие дополнительный объем воздуха, порой значительно больший самого большого вдоха. При этом, давление воздуха в легких возрастает, и если перестараться с упаковкой, или дополнительно сделать движение корпусом, которое дополнительно сдавливает грудную клетку, то можно кровеносные каналы пережать и потерять сознание.
Надо всегда помнить, что "упаковка" позволяет взять больше воздуха в легкие для нырка, но несет дополнительный риск в виде дискомфорта во время нырка/задержки дыхания, или, в крайнем случае, потери сознания.
По ряду причин, моя подготовка к кубку была ограничена 5 тренировками в бассейне. При этом, я тренировался в бассейне глубиной 1.8 метра с морской (более плотной чем пресная) водой. За время глубинной подготовки мой объем легких уменьшился. И те подковы, с которыми я раньше готовился к бассейновым дисциплинам, стали для меня тяжелыми. Я использовал на своих 5 тренировках ошейник 4 кг, хотя двумя годами ранее использовал 5 - 5.5 кг.
При этом для того, чтобы поехать в Питер налегке, я заранее отправил подкову 4.5 кг друзьям, которые отдали мне ее на месте перед тренировкой.
Первый же тренировочный нырок в Питере показал, что я дико ошибся с весом подковы.
Меньший объем легких, пресная вода в бассейне, большая глубина бассейна, все это привело к тому, что меня просто придавило подковой ко дну. Я не расстроился, а начал ежедневно, по несколько раз в день, делать упражнения увеличивающие подвижность грудной клетки, и через два дня мой объем легких с упаковкой хоть и с усилиями но стал достаточным для ошейника весом 4.5 кг.
Тренировок, на которых можно было бы "зафиксировать" успех с форсированием увеличения объема, в запасе уже не было.
Помимо гонки за объемом воздуха, для компенсации лишнего веса подковы могли повлиять:
- стартовый костюм, который без приложения дополнительных усилий увеличивает скорость ныряния за счет меньшего трения о воду, но который давит в основание шеи спереди и дополнительно сжимает грудную клетку;
- стартовая тумба, которая с одной стороны позволяет комфортно подготовиться к нырку, а с другой, создает условия, когда грудная клетка в момент упаковки находится выше уровня воды, и на нее НЕ давит вода. На тренировках, при этом, я паковался всегда с грудной клеткой в воде. Если забыть про этот момент, то можно при том же самом количестве упаковок, за счет отсутствия давления на грудную клетку, утрамбовать большее количество воздуха;
- первый старт в сезоне может вызвать стресс и объем легких на старте будет иметь меньший объем за счет реакции в виде напряжения мускулатуры диафрагмы и внутренних органов;
- ошибка в подсчете упаковок. Волнение, переключение внимания и прочие факторы сбивают счет количества упаковок, и вместо положенных условных 50, можно добавить 10 или даже больше.
Сейчас сложно сказать какой именно фактор привел к потере сознания, но можно утверждать, что нырять в одиночку категорически нельзя, поскольку бывают сюрпризы не только в конце дистанции, но и в ее начале.
Comments